Мы — это то, что мы помним. Но как мы это делаем? И можно ли улучшить память? В книгах этой подборки представлены как теоретические результаты исследований механизмов и свойств памяти с позиций когнитивной психологии и нейробиологии, так и сугубо практические методики совершенствования способностей к запоминанию.
«Память — это нечто такое, на что мы постоянно жалуемся. В последующих главах мы постараемся убедить вас в том, что на самом деле у вас замечательная память, хоть иногда она и дает сбои», — заявляют авторы в первой же главе и последовательно рассматривают память с самых разных ракурсов: от детской памяти до болезни Альцгеймера, от мнемотехник до мотивированного забывания и амнезии, от свидетельских показаний до ретроспективной и проспективной памяти и их связи с автокатастрофами. Авторы прослеживают взаимосвязь различных видов памяти с другими психологическими процессами и рассматривают, как разнообразные факторы, такие как возраст, личность, нейрофизиологические особенности, влияют на функционирование памяти.
Александр Лурия — знаменитый советский психолог и врач-невропатолог, сотрудник Льва Выготского и один из пионеров нейропсихологии. В «Маленькой книжке о большой памяти» Лурия описал жизнь профессионального советского мнемониста Соломона Шерешевского. Этот человек обладал феноменальной способностью запоминать бессмысленные ряды слов, таблицы цифр, формулы и фразы незнакомого языка и мог безошибочно воспроизвести их спустя несколько лет. Для запоминания подобных блоков информации Шерешевский виртуозно использовал мнемотехнику. Кроме того, он был синестетом и воспринимал цифры и слова как яркие зрительные, слуховые и даже вкусовые образы. Долгие годы Лурия проводил эксперименты с участием мнемониста, исследуя особенности его восприятия, механизмы запоминания и то, как феноменальная память и яркое воображение влияют на личностные особенности человека.
Книга американского психиатра, нейробиолога и профессора биохимии Эрика Канделя посвящена биологическим основам человеческой памяти. Автор дает обширный исторический обзор исследований передачи сигналов между нейронами и нейробиологии памяти.
Открытия Канделя и его коллег переплетаются в книге с личными воспоминаниями: от детства автора в оккупированной нацистами Вене и юношеского увлечения психоанализом до церемонии вручения Нобелевской премии, которой он был удостоен за новаторские работы о клеточных и молекулярных механизмах памяти. Важнейшим моментом карьеры Канделя стал выбор объекта исследования — морского моллюска аплизии, примитивное устройство нервной системы которого позволило понять биологическую природу долговременной и кратковременной памяти. Ученому удалось доказать, что изменения в деятельности синапсов являются основой механизма памяти.
Эта монография психолога Вероники Нурковой посвящена автобиографической памяти — тому, как мы храним и актуализируем информацию о своем собственном прошлом и как выстраиваем линию поведения в соответствии с ним. «Человек выражает себя таким, каким помнит, а не таким, каков он на самом деле. Насколько полон и правдив этот образ?» — задается вопросом автор. Ведь часто бывает, что спустя несколько лет практики гадалка или целитель могут искренне поверить в свои сверхъестественные способности, а разведчик, живущий под чужим именем, — в легенду. И главный вопрос: зачем нам нужно помнить, кто мы такие?
В книге описаны методы исследования автобиографической памяти, формирование автобиографических воспоминаний, особые функции и свойства автобиографической памяти, которые отличают ее от других видов памяти, и то, как индивидуальные различия и внешние факторы влияют на выстраивание биографии, самоидентичности, интерпретацию собственного опыта и представления человека о собственной судьбе и миссии в жизни.
Автор этой книги не академический исследователь, а человек, который провел год в попытках постичь собственную память и натренировать ее. Этот эксперимент американского журналиста и писателя Джошуа Фоера завершился успешно: в 2006 году Фоер выиграл чемпионат США по запоминанию и установил новый рекорд США в соревновании по «скоростным картам», запомнив колоду из 52 карт за 1 минуту 40 секунд. Автор делится методиками усовершенствования памяти и объясняет, как мнемотехника может быть использована в повседневной жизни.