Отрывок из книги Сьюзан Шнайдер «Искусственный ты»

Совместно с издательством «Альпина нон-фикшн» публикуем отрывок из книги Сьюзан Шнайдер «Искусственный ты» о будущем человеческого и машинного разума.

Представим, что сейчас 2035 год. Вы технофил и потому решаете встроить себе систему мобильного интернет-подключения в сетчатку глаза, а через год расширяете свою кратковременную память при помощи нейронных схем. Вы теперь — официальный киборг. Перенесемся в 2045 год. Нанотехнологии позволяют вам продлить жизнь, и вы продолжаете использовать самые передовые и масштабные средства расширения возможностей организма.

К 2060 году, после ряда небольших, но совокупно очень глубоких изменений, вы уже «постчеловек». Постлюди — это существа будущего, которых уже нельзя однозначно идентифицировать как людей, поскольку их ментальные способности радикально превосходят возможности современного человека. К этому моменту ваш интеллект становится более совершенным уже не просто с точки зрения скорости ментальных вычислений; вы обретаете способность легко устанавливать многогранную связь образов и понятий, недоступную прежде. Обычные, «неулучшенные» люди, кажутся вам интеллектуально ущербными, у вас с ними мало общего, но вы, как трансгуманист, уважаете их право не расширять возможности своего мозга.

Наступил 2300 год. К глобальным техническим достижениям добавляется сверхразумный ИИ. Напомню, что сверхразумный искин радикально превосходит лучшие умы человечества практически во всех областях, включая научное творчество, здравый смысл и социальные навыки. Со временем постепенное добавление все более совершенных ИИ-компонентов стирает различие между вами и сверхразумным искином. Единственное, в чем оно сохраняется, — это происхождение. В отличие от искина вы когда-то были «натуралом». Но теперь вы почти целиком продукт высоких технологий. Вас теперь лучше характеризовать как представителя класса созданий с искусственным интеллектом. Вы полностью сливаетесь с ИИ.

В этом мысленном эксперименте речь идет об изменениях того рода, к которым стремятся трансгуманисты и известные технологические лидеры вроде Илона Маска и Рэя Курцвейла. Хочу напомнить, что трансгуманисты намерены перепроектировать человеческий организм, мечтают о бессмертии и синтетическом разуме — и все это в стремлении повысить качество нашей жизни. Сторонников идеи о том, что людям следует слиться с ИИ, называют технооптимистами: они убеждены, что синтетическое сознание возможно. Кроме того, они считают возможным и слияние с ИИ. Если говорить конкретнее, они, как правило, предлагают следующую траекторию развития:

Обычный человек XXI в. — значительная «модернизация» при помощи когнитивных и других физических усовершенствований — статус постчеловека — «сверхразумный искин».

Назовем точку зрения, согласно которой человек должен двигаться по такой траектории и слиться в конечном итоге с искусственным интеллектом, «фьюжен-оптимизмом». Технооптимизм в отношении машинного сознания не требует обязательного фьюжен-оптимизма, хотя многие технооптимисты и правда симпатизируют этим взглядам. Но фьюжен-оптимизм нацелен на создание будущего, где пресловутые постлюди — самосознающие существа.

У этой примерной траектории есть множество вариаций. Так, одни трансгуманисты считают, что переход от неусовершенствованного человеческого интеллекта к сверхразуму будет стремительным, поскольку мы приближаемся к сингулярности — моменту, когда создание сверхчеловеческого интеллекта вызовет громадные изменения за очень короткий промежуток времени (например, за 30 лет). Другие трансгуманисты утверждают, что технологические перемены не будут настолько внезапными. В этих дискуссиях часто обсуждается достоверность закона Мура. Еще один ключевой вопрос — произойдет ли на самом деле переход к сверхразуму, ведь будущее технологическое развитие связано с серьезными рисками. Риски биотехнологий и ИИ касаются трансгуманистов и специалистов по биоэтике в целом в той же мере, что и биоконсерваторов.

Итак, следует ли нам пускаться в это путешествие? К несчастью, как бы притягательны ни были сверхчеловеческие способности, мы увидим, что даже мягкие усовершенствования мозга, не говоря уже о радикальных вариантах, могут оказаться рискованными. Существо, созданное в результате вашего «усовершенствования», может оказаться кем-то совсем другим. Иначе говоря, результат может обернуться вовсе не вашим усовершенствованием.

Чтобы понять, стоит ли себя усовершенствовать, сначала необходимо выяснить, что вы собой представляете. Что такое личность? А потом решить: продолжите ли вы после столь радикальных изменений существовать как эта личность? Или вам на смену придет кто-то другой — а то и что-то другое?

Чтобы принять подобное решение, нужно разобраться в метафизике своей идентичности, т. е. ответить на вопрос: благодаря чему или посредством чего конкретное «я», или личность, продолжает существовать?  Чтобы понять, о чем идет речь, рассмотрим существование обыденных предметов. Представьте кофемашину в своем любимом кафе. Представьте, что прошло пять минут и бариста выключает ее. Мысленно спросите у него, осталась ли кофемашина той же самой, что и пять минут назад. Скорее всего, он скажет, что ответ очевиден: машина продолжает существовать, хотя какое-то из ее свойств изменилось. Если же она развалится или расплавится, то ее больше не будет.

Смысл этого примера в том, что предметы вокруг нас из-за одних изменений перестают существовать, а из-за других — нет. Философы называют те свойства, которыми вещь должна обладать все время, пока она существует, «сущностными».

А теперь рассмотрим предлагаемую трансгуманистами траекторию усовершенствования еще раз. Ее представляют как форму личностного развития. Однако, даже если она несет с собой такие преимущества, как сверхчеловеческий интеллект и радикальное увеличение продолжительности жизни, движение по ней не должно сопровождаться потерей каких-либо сущностных свойств.

Что же это за свойства? Представьте себя в первом классе школы. Какие из сохранившихся с тех пор качеств представляются вам важными для того, чтобы считать себя все той же личностью? Замечу, что клетки вашего тела за это время полностью обновились, а структура и функционирование мозга изменились кардинально. Если человек — это просто физические составляющие его тела и мозга, то вас — такого, каким вы были в первом классе, — давно уже нет на свете. Того физического первоклассника больше не существует.

Над материалом работали

Алиса Горбунова
Алиса Горбунова

шеф-редактор ПостНауки